АНО новости

Семинар-тренинг

Как ребенку с особенностями развития реализовать право на образование? Об этом говорили на семинаре-тренинге, организованном АНО «Новые перспективы».


Участниками встречи, которая прошла 3 февраля в отеле «Азимут» в очно-заочном формате, стали представители некоммерческих организаций и родительского сообщества. Главным спикером выступил Павел Кантор, юрист Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики» (Москва).


Он отметил, что за последнее десятилетие в правовом регулировании вопроса об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Россия сделала большой шаг вперед. Основные законы и нормы приведены в соответствие с требованиями Конвенции ООН о правах инвалидов.


Главное и фундаментальное достижение, повлиявшее на изменения в обществе: из употребления исчезло понятие «необучаемые». Каждый гражданин страны, вне зависимости от особенностей здоровья, имеет право учиться. Задачи обучения могут быть разными: от получения образования определенного уровня и направленности до коррекции нарушений и социального развития. А государство должно создать условия, максимально способствующие этому.


– Был принят федеральный Закон об образовании, который впервые в целостном виде, а не в качестве примечаний и исключений, включил обучающихся с ОВЗ в систему образования, –рассказал Павел Юрьевич. – В федеральные государственные стандарты (ФГОСы) дошкольного, среднего, профессионального образования включены положения, которые говорят об учащихся с ОВЗ. А кроме того, приняты два специальных ФГОСа для детей с разными нозологиями и с интеллектуальными нарушениями.


Юрист подробно остановился на каждом из документов и на том, какие права появились у детей с инвалидностью после их принятия. А также поделился с аудиторией своими мыслями о масштабных вопросах, которые необходимо решать, чтобы обучение ребят с особенностями становилось все более естественным для общества.


– Есть два подхода к образованию. Один из них подразумевает, что цель обучения – результат. Каждый человек должен пройти определенные этапы, и если он не преодолел предыдущий, то не может перейти на следующий. Наше образование построено по этому типу. Другой подход –образование как процесс. Для детей и взрослых с особенностями эта модель более комфортна и перспективна. Сейчас вся задача при их обучении сводится к тому, чтобы примирить эти два подхода, а они глобально противоречат друг другу. Включить ребенка с особенностями в модель образования, нацеленного на результат, очень сложно.


По мнению Павла Кантора, внутренне противоречиво и само по себе понятие «обучающегося с ограниченными возможностями здоровья». Уместнее было бы говорить об обучающихся со специальными потребностями вследствие нарушений здоровья. Потому что в какой-то степени возможности здоровья ограничены у всех. И задача состоит не в том, чтобы для людей с ОВЗ ограничить требования. А в том, чтобы создать для них условия.