АНО новости

«Не/дееспособные»: заглянуть внутрь и увидеть людей

Кирилл, художник и актёр, иногда комментирует происходящее на экране и называет по именам артистов, которые появляются в картине. Поворачивается и что-то говорит Дине, актрисе и керамистке – она улыбается и кивает. На экране Дина, Кирилл, Сергей, Люба, Юля, Света, Андрей – харизматичные люди с пронзительными жизненными историями.

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме вчера прошёл показ третьей части трилогии «Не/дееспособные»: про театр, поэзию и преображение – «Дееспособные во время чумы».

Герои фильма — жители и гости Дома сопровождаемого проживания «Перспектив» в Раздолье. Во время пандемии там поставили спектакль по мотивам «Маленьких трагедий» Александра Сергеевича Пушкина. В прошлом году артистов с их спектаклем по инициативе Народного артиста России Сергея Мигицко пригласили сыграть в театре имени Ленсовета. А режиссёр Максим Якубсон включил рассказ о постановке в свой документальный цикл «Не/дееспособные».

Название сериала говорит само за себя — именно зрители должны решить, можно ли назвать героев недееспособными.

Елена Шифферс — режиссёр, руководитель международного «Театра без границ», в течение многих лет руководитель театральной студии «Перспектив» в Психоневрологическом интернате № 3, рассказала на встрече о концепции Театра Мёртвого дома, в которой поставлены все спектакли с участием подопечных «Перспектив». Эту концепцию написал её отец, режиссёр Евгений Шифферс.

В романе Достоевского «Записки из Мёртвого дома» заключённые острога создают свой маленький театр, сами режиссируют постановку, придумывают декорации. Находясь в замкнутом, ограниченном пространстве, они разрушают тюрьму внутри себя, ищут и приобретают внутреннюю свободу для того, чтобы сыграть роль.

По словам Елены Шифферс, когда она впервые приехала в ПНИ и познакомилась с его жителями, то сразу поняла, что реализует задумку отца именно здесь. И это получилось.

«Вся среда вокруг ребят подталкивала к тому, чтобы закрыться и спрятать то важное и красивое, что есть у них внутри. А этот фильм и сам спектакль позволяют заглянуть внутрь, это попытка познакомиться с ребятами», — слова Анны Клепиковой, социолога, автора книги «Наверно я дурак», — одно из самых точных вчерашних зрительских резюме.